Ляличи — усадьба Петра Васильевича Завадовского

Усадьба Ляличи расположена на северной окраине одноименного села на возвышенной, несколько всхолмленной местности вдоль долины ручья Излучье, к которому рельеф немного понижается. Село Ляличи (в наше время территория Суражского района Брянской области) известно с 1654 г., когда принадлежало одному из польских магнатов, а затем перешло во владение к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. Ляличи были пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.

Петр Васильевич Завадовский родился в 1739 году в селе Красновичи ныне Унечского района Брянской области, недалеко от Лялич. Получив начальное домашнее образование, П.В. Завадовский продолжил свое обучение в иезуитском училище в Орше, входившей тогда в состав Речи Посполитой, и Киевской духовной академии, по окончании которой в 1760 году поступил повытчиком в администрацию гетмана Украины графа К.Г. Разумовского. В 1765 году, после упразднения гетманской власти, П.В. Завадовский продолжил свою службу в канцелярии генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева.

Будучи участником русско-турецкой войны (1768-74 гг.), П.В. Завадовский отличился в битвах при JIapre и Кагуле, участвовал в подготовке Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В 1775 г. стал кабинет-секретарем Екатерины II, позднее флигель-адъютантом. С 1781 г. — управляющий Дворянским заемным банком в Петербурге, с 1786 г. — директор Государственного заемного банка. В царствование Александра I назначен сенатором, членом Непременного совета, затем председателем Комиссии для составления законов.

П.В. Завадовский стал первым министром народного просвещения (1802-10 гг.). В этой должности уже на склоне лет он проявил живую деятельность. Умер П.В. Завадовский в 1812 году в Санкт-Петербурге, похоронен в Александро-Невской лавре. Род Завадовских вскоре прекратился: старший сын умер холостым, второй был женат и имел сына, который умер 16-ти лет.

В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту Дж. Кваренги, крупнейшего столичного зодчего, уроженца г. Бергамо в Италии, строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Св. Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными «затеями» и статуями.

Павел I, первоначально благосклонно отнесшийся к Завадовскому, вскоре поддался влиянию недоброжелателей. По его повелению имение сменило имя с Екатеринодара на Ляличи.

Своим великолепием Ляличи могли соперничать с дворцами Петербурга. Т.А. Кузминская, правнучка П.В. Завадовского, рассказывала о любопытном случае: «Недоброжелатели Завадовского донесли Павлу, что граф живет выше его. Это означало, что Михайловский дворец стоит ниже дома графа. К счастью Завадовский был предупрежден вовремя и успел велеть засыпать подвальный этаж и террасу возле дома, от чего дом вышел аршином ниже. Насыпь эта осталась и по сию пору» [Кузминская, с.30].

Позднее усадьба неоднократно переходила от одних владельцев к другим, утрачивая первоначальный вид. Сын графа П.В. Завадовского в 1812 г. продал ее семейству Энгельгардт, от которого она попала в 1847 г. в руки барона Черкасова, потом к помещику-художнику Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нач. ХХ в. — к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно запустела, утратив многие садово-парковые постройки и убранство интерьеров дворца. После Октябрьской революции, когда здесь разместилась еврейская коммуна, позже преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла, процесс разрушения интенсивно продолжался; его довершила Великая Отечественная война.

Усадьба Ляличи получила статус объекта культурного наследия федерального значения согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 4.12.1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

К началу ХХI века из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей, (переделанный в конюшню) и церковь Св. Екатерины без перекрытий и внутреннего убранства. Огромный парк во многих местах вырублен и сильно запущен. В 1980-х гг. Институтом «Спецпроектреставрация» разработан проект восстановления усадьбы, предусматривающий восстановление дома-дворца, церкви и некоторых построек (архит. Л.С. Семенова).

Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349х1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. В основе его планировочной структуры лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й пол. ХVIIIв. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей(позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре. К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса.

В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи. У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Св. Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

Дом-дворец. Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада.

Планировка дома анфиладная. Все помещения различного назначения группировались во втором и третьем этаже вокруг центрального двусветного купольного зала. Основные парадные залы, как обычно в усадьбах того времени, располагались на парковой стороне. Парадная лестница справа от вестибюля в первом этаже, сразу за портиком, вела двумя маршами на второй. Несколько лестниц служебного назначения соединяли все этажи между собой, включая подвал и третий этаж. Подвал и центральные помещения первого этажа были перекрыты Коробовыми сводами, покоящимися на массивных стенах; основной круглый в плане зал перекрыт куполом, а «зеркальный» — перекрытием, имитирующим коробовый свод; все помещения остальных этажей имели плоские деревянные перекрытия.

Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены.

Конюшня. Кирпичный и оштукатуренный корпус построен в 1790-х гг. как оранжерейный, а затем перестроен в конюшенный. К настоящему времени утрачены портики на дворовом фасаде. Крупная служебная усадебная постройка в стиле зрелого классицизма, отличающаяся подчеркнутой монументальностью облика. Одноэтажное прямоугольное в плане здание значительной протяженности перекрыто высокой вальмовой кровлей. Выразительные фасады расчленены крупными арочными нишами (по три на торцах и по семнадцать на продольных сторонах), мощный ритм которых на главном фасаде нарушают в двух местах по четыре пилястры, прежде выделявшие входные части с портиками. Пилястры расположены так, что в центральной части между ними остается семь ниш. Во всех нишах помещены ложные прямоугольные окна с подоконником, выделенным выступом. Арочная часть ниш трактована как прямоугольное тройное окно. Оно разделено двумя вертикальными стойками и разрезано на уровне пят поясом, который заходит и на стены, охватывая все здание.

Ворота. Кирпичные и прежде оштукатуренные пилоны, прямоугольные в плане, отличаются мощностью форм. Их фасады прежде украшали парные колонны с антаблементом. От первоначального декора сохранились лишь арочные полуциркульные ниши и плоские линзовидные впадины над ними.

Церковь Св. Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой (утрачена). Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада.

В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны.

Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами. Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи подпружных арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом необычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Хоры занимали весь поперечный западный неф, опираясь на две колонны в соответствующем рукаве креста. Алтарную часть также перекрывал коробовый свод с конхой над апсидой, небольшие проемы в полуциркульных арочных нишах по сторонам вели в низкие жертвенник и дьяконник с плоскими балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов.

Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и овами.

Парк. Занимал территорию в 150 га, вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Состоял из двух контрастных (регулярной и пейзажной) частей, разделенных системой искусственных прудов в долине ручья Излучье.

Два больших пруда и один малый находились в самом парке, четвертый примыкал к его территории, а пятый располагался несколько выше по течению ручья. Все водоемы имели естественные, «природные» очертания. В настоящее время восстановлен лишь один большой пруд. Западная регулярная часть парка включала парадный двор с клумбами и цветочный партер перед парковым фасадом, идущий почти до прудов, а также частично фруктовый сад. Цепь каскадных прудов шла вдоль северной границы регулярной части. Восточная, более обширная часть трактовалась как английский пейзажный парк. Система живописных аллей и прихотливо проложенных дорожек вместе с земляными плотинами, мостиками и переходами соединяла обе части парка и одновременно создавала многочисленные видовые точки.

В восточной части парка, за прудами, располагались Летний дворец — небольшое здание павильонного типа с куполом и четырехколонным портиком — и храм Благодарности — 12-колонная ротонда, в которой стояла бронзовая статуя фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского, покровителя Завадовского (отлита по модели П.А. Рашетта). В 1860-х гг. скульптура Румянцева была вывезена в город Глухов, утеряна в годы Великой Отечественной войны. Парк также украшали скульптуры (более 50 статуй), живописные мостики над ручьем, «места отдохновения», водопады, пристани и другие устройства.

Западная часть парка имела открытый характер: к обеим сторонам цветочного партера примыкали зеленые поляны с небольшими группами искусно подобранных пород деревьев. Восточная часть, находившаяся на противоположном склоне за прудами, была, наоборот, обильно озеленена большими группами деревьев и целыми рощами. Использовались преимущественно местные породы деревьев (береза, дуб, клен, сосна, липа, ольха черная, реже ясень, ильм, черемуха, тополь) и кустарника (бересклет, калина, шиповник, сирень). Были и экзотические породы (барбарис, дерен красный, свидина, дрок, спиреи рябинолистная и итальянская).

В настоящее время ведутся работы по реставрации храма Св. Екатерины.

 

Литература:

  1. Алексеев В.П. «Дворянские гнезда» Брянского края. // Русские провинциальные усадьбы XVIII - начала ХХ века / Сост. Р.В. Андреева, Л.Ф. Попова. — Воронеж, 2001. — С. 39-44.
  2. Голик Н.А. Первый министр народного просвещения России Завадовский П.В. (1739-1812). // Наш край в истории Отечества (Летопись родного края): Сборник научно-исследовательских работ по истории края (Унеча). — Клинцы. — С.148-153.
  3. Голик Н.А. «Слава и украшение края своего...» Ляличи — усадьба первого министра народного просвещения России П.В. Завадовского // Наш край в истории Отечества (Летопись родного края): Сборник научно-исследовательских работ по истории края (Унеча). — Клинцы. — С.162-171.
  4. Городков В. По старинным аллеям. — Тула, 1983.
  5. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. — Тула, 1976. — С.25-32 (глава «Прадед мой по матери гр. П.В. Завадовский»).
  6. Листовский И.С. Граф Петр Васильевич Завадовский. Биография. — «Русский архив», 1883. — С.81-174.
  7. Осипенко Л.Ф. Усадьба Ляличи в воспоминаниях и впечатлениях современников // Наш край в истории Отечества (Летопись родного края): Сборник научно-исследовательских работ по истории края (Унеча). — Клинцы. — С.172-175.
  8. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М., 1998. — С.529-537.

joomla компоненты

/